День сметчика в КОНСОМ ГРУПП
«Высший пилотаж» в сметном деле — сделать смету с максимально высокой стоимостью, не нарушив ни один СНИП, ГОСТ, МДС и приказ Минстроя».
Ежегодно 26 апреля в России отмечают День Сметчика. Дата не случайна: именно в этот день в 2000-м году приняли Государственные сметные нормативы, куда вошли больше пятидесяти сборников по различным видам работ. Этот праздник не отмечается на официальном уровне, но каждая организация, в которой есть должность сметчика, поздравляет своих сотрудников и устраивает корпоративы.
Мы решили поговорить с Астаевой Ириной Борисовной, начальником сметного отдела КОНСОМ ГРУПП, и узнать, как живет наш сметный отдел.
— Как начался ваш путь в КОНСОМ ГРУПП?
Я пришла в компанию осенью 2000-го года. Коллектив был молодой, и я никак не могла понять, почему меня постоянно спрашивают, как мои дети и где я живу. «Зачем они это спрашивают?», думала я. До этого я работала в администрации одного города, и там у нас с коллегами были не очень дружественные отношения. Попав в КОНСОМ ГРУПП, я полгода не могла поверить, что бывают настолько теплые и хорошие отношения в рабочем коллективе. Все полгода я была как ежик, потому что не понимала, зачем люди интересуются моей личной жизнью. Ну для чего им знать, где я живу?! Было много разных ситуаций, после которых я наконец осознала, что эти люди на самом деле переживают за меня. Это не просто организация, в которую ты пришел работать. Я влилась в большую семью, где все переживают друг за друга, где тебе готовы помочь, когда тяжело.
У нас нет такого, мол, «это не моя проблема, я это отодвину». Когда я замечаю это в новых сотрудниках, то пытаюсь достучаться до человека, что бы он понял, что здесь все в одной лодке. Хотя и мы иногда по работе ругаемся, такие дебаты устраиваем, что ой-ой-ой!
— Сметный отдел существовал в компании изначально или его организовали позже?
Как такового сметного отдела не было. В 2003-м году, в конце лета — начале осени появился производственно-технический отдел, куда входили: снабжение, сметный и общий документооборот. Официально сметный отдел появился позже.
В 2003 году нужно было оценить стоимость выполненных работ — как строительно-монтажных, так и пусконаладочных. До этого сметы мы не делали — в том понимании, в каком они существуют сейчас и как существовали всегда, с советских времен. Когда организовался ПТО, и руководителем стал Борис Владимирович Драгунов, нам купили программу «Гранд-Смета». Это примерно 2005 год. То есть мы больше года использовали Excel для составления смет, а тут появилась «Гранд-Смета», где все очень красиво, удобные инструменты, вся информация. Можно посмотреть всю нормативную базу, коэффициенты. Мы потихоньку набирались опыта. «Гранд-Смета» — наш основной инструмент — гордость моя и, наверное, всех уральцев. Ее разработали наши земляки из Снежинска, и сейчас ей пользуется вся страна. Разработчики «Гранд-Сметы» работали на закрытом атомном предприятии, и им понадобилось посчитать стоимость работ. Но так как вся информация закрытая, нельзя было пускать туда кого-то со стороны — имеются в виду сторонние программы. Поэтому программисты решили создать свой продукт. Однако в сметном деле пользование программой — не главное, главное — это знание технологии монтажа и сметно-нормативной базы, и нужно учитывать нашу специфику.
— Значит, нужно закончить строительный факультет и получить практику на работе, только так?
Сметное дело изучается в институте. На строительном факультете есть предмет — «Экономика в строительстве», преподают его только на 4-5 курсах, когда студенты уже изучили строительное производство, технологию, конструкции, материалы, машины и механизмы, когда уже понимают, как устроен рабочий процесс. Без знания технологий — хоть строительных работ, хоть наших монтажных работ, — невозможно сделать смету, невозможно правильно подобрать расценки из базы. Для этого нужно понимать очередность производственного процесса и знать, что туда входит.
Здесь у нас два варианта развития событий. Первый: я беру сметчиков, закончивших стройфак и обучаю их автоматизации, нашей технологии. В их обучении участвуют также производственный и проектный отдел. Отдельное спасибо хочется сказать Юрию Котову, который практически готовит нам специалистов, рассказывает ребятам, из каких компонентов состоит шкаф, СКС. Второй вариант, когда я беру «АСУ-шника» и переучиваю его на сметчика. На данный момент у меня в отделе шесть человек имеют строительное образование, один – бухгалтер и пять сотрудников, которые в свое время заканчивали автоматизацию, энергофак.
— Какими качествами должен обладать сметчик?
Прежде всего сметчик должен обладать жизненной сметкой. Сметчик от слова сметливый, умный. Знать, что чем можно заменить. Понятно, что сборники описывают огромный перечень работ, каждый сборник отвечает за свой вид работ: за связь, электроснабжение, автоматизации и прочее. Внутри много разделов, вроде бы все описано. Но сейчас технологии развиваются слишком быстро — никакой сборник не поспеет. И здесь нужен творческий подход. Я все время говорю: нет сметчика, который не ошибается, но хороший сметчик ошибается себе в плюс.
Второе качество, необходимое в работе сметчика, — это педантичность, скрупулезность. Ни одну цифру, ни одну запятую в смете нельзя поставить просто так, без документального подтверждения. Нужно знать номер приказа, и сметно-нормативную базу. Я не могу в своей смете просто так поставить даже запятую. То же самое с объемами: если в спецификации не стоят объемы или нет позиции, я не могу перенести это в смету. Не имею права, даже если иногда понимаю, что в спецификации стоят не все объемы. В таких случаях возникают вопросы к проектному отделу. Когда сметчик видит, что что-то неправильно, он идет непосредственно к исполнителю и спрашивает: «Можешь в этом месте поменять?». Если проект еще не вышел, и сметчик оказался прав, то проект правда меняют. Другими словами, мы — еще один уровень проверки спецификации проектов. Мы звено в цепочке. Мы работаем в тесной связке с проектировщиками, снабжением, производственным отделом, наладчиками, ПТО, бухгалтерией, договорным бюро и нашими секретарями.
Есть у нас и наставничество. Сметчики с большим опытом работы ведут молодых специалистов. А бывают ситуации, когда несколько опытных сметчиков сидят и ломают голову над сложным вопросом, никто не скажет «это не моя проблема». Я как-то раз задумалась, у нас все друг другу помогают, а почему…? Всё идет от руководства. Борис Владимирович, генеральный директор, будучи руководителем нашего отдела, поставил условия — полная взаимозаменяемость. Если воин пал в бою, рядом идущий подхватывает знамя и оружие, и работа продолжается. Рабочий процесс не должен прерываться ни при каких условиях. Если кто-то ушел в отпуск, заболел или даже уволился, его работу распределяют на других сотрудников (отмечаю, без всяких доплат). При пиковых нагрузках (это традиционно — день металлурга и конец года) бывает очень тяжело. Пройдя через серьезные испытания, коллектив сплачивается, ты понимаешь, что рядом есть «плечо». Это дорогого стоит. А кто не смог выдержать, тот ушел.
Конечно, женский (почти) коллектив — это сложная взаимосвязь, каждый со своими привычками, характером. На это я смотрю философски – мир прекрасен в своем многообразии. Каждый сотрудник в моем отделе обладает своими уникальными качествами, у каждого есть свои сильные стороны. Они как драгоценные жемчужины в дорогом ожерелье, каждый на своем месте, каждый важен и ценен.
— Существует ли повышение квалификации для сметчиков?
Да, есть норматив по повышению квалификации инженеров-сметчиков. Мы периодически учимся в нашем региональном обучающем центре в Челябинске и получаем сертификаты государственного образца. В зависимости от опыта и полученных на экзамене баллов сертификат выдается на срок от 3 до 5 лет. Экзамен там очень серьезный. Когда мы сдавали его последний раз, он состоял из четырех разных частей и включал в себя знания из разных областей, вплоть до налогообложения. То есть сметчик должен обладать знаниями и по бухгалтерии. Я не думаю, что многие сметчики в Магнитогорске имеют документ такого уровня. А есть сотрудники, которые самообучаются, находят курсы, университеты и обучаются дистанционно. Люди живут своей работой.
У нас два конечных продукта: смета, которая входит в проектно-сметную документацию и закрытие. Это два разных процесса. Одни делают сметы, другие занимается закрытием выполненных работ. Большая часть сотрудников — универсалы: могут делать сметы и закрывать выполненные работы. А есть сметчики высокой квалификации в нашем отделе, которые могут делать сметы на строительные, монтажные, пусконаладочные работы и помимо этого работать с базами других регионов.
Несколько лет назад понадобилось сделать сметы по объекту в Казахстане. На постсоветском пространстве каждое государство обзавелось своей базой, но нормативная основа все равно та же самая, с 1984-го года. Мы работали с базой Казахстана, где свое налогообложение, свои накладные, сметных там нет, по-другому называются, но ведь это все надо изучить. Специалисты у меня в отделе за 2 недели посчитали сметы. Изучили чужую базу, с другими коэффициентами, накрутками. Казахский проектный институт тоже посчитал сметы. Сравнили суммы, оказалось, что расхождение всего 2%! Уровень сметчиков в нашем отделе находится на уровне проектных институтов других стран, чем я очень горжусь.
Моим сотрудникам, как и мне, часто приходят приглашения в другие организации. Мои сотрудники остаются. Говорят: «Ну поработаем мы там год, два и закончится объект. В КОНСОМ ГРУПП же мы знаем, что будем работать много лет, что тут все хорошо». Поэтому стабильность организации — это важнейший критерий.
— А если смотреть со стороны заказчика, то, как вы думаете, почему стоит выбрать КОНСОМ ГРУПП?
Потому что мы профессионалы высокого уровня. Мы работаем и на федеральном, и на международном уровнях. Несколько лет наши руководители ездили и заявлялись на международные площадки. Я понимала, сколько стоили эти поездки, участие. Но через несколько лет командировки начали приносить результат. Нам стали доверять. Вспомнить только крупный объект, на который мы выиграли тендер в Иране. В нем кто только не участвовал, в том числе со стороны России. И после выполненной работы нам написали благодарственное письмо! Сказали, что мы хорошо поработали и что у них еще 11 таких объектов, куда они нас приглашают. То есть выиграв один тендер, проведя качественную работу, мы получили новые приглашения! Потом, к сожалению, международная ситуация изменилась и продолжить сотрудничество не получилось, но гордость все равно берет. Так хорошо проводим работы, что оставшиеся проекты на много лет вперед уже никому не доверяют, кроме нас: вот есть КОНСОМ, мы с ними будем работать, у них крутые специалисты. Вот это прям поднимает самооценку! И это несомненная заслуга руководства и всех специалистов компании, ведь, как я уже говорила, мы все в одной лодке и вместе улучшаем клиентский сервис Заказчика, совершенствуя производственный процесс.